1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Святитель Виллиброрд

VillibrordСамое раннее житие святителя Виллиброрда (658–739, память 7/20 ноября) было написано, по свидетельству Теофрида, аббата в Эхтернахе (1083–1100), одним неученым ирландцем и отличалось неаккуратным стилем изложения. Оно не сохранилось, хотя его можно восстановить из версии жития, составленного Алкуином, который, по-видимому, использовал его в качестве одного из источников. Алкуин, автор публикуемого ниже жития, родился в 735 году в Йорке, а в 778 году возглавил йоркскую школу. Через четыре года он был определен руководить школой Карла Великого в Аахене. Он был одним из ведущих деятелей ученого кружка при императоре. В 796 году Алкуин был переведен в Тур. Умер он в 804 году. Житие святителя Виллиброрда было написано Алкуином по просьбе Беорнрада, аббата монастыря в Эхтернахе и архиепископа в Сенсе. Будучи родственником святителя и формальным владельцем монастыря святого Андрея, основанного отцом Виллиброрда святым Вильгильсом (VII век, память 31 января) на мысе в устье реки Хамбер, на северо-востоке Англии, Алкуин, очевидно, составлением жития выражал дань уважения своим прославленным сродникам Он также написал вариант жития гекзаметром для студентов монастырских школ, изложив тот же материал, что и в данной версии. Упоминавшийся нами аббат Теофрид тоже написал житие Виллиброрда в прозаической и поэтической форме, основываясь на житии Алкуина, трудах преподобного Беды Достопочтенного, житий других святых и грамотах Эхтернаха. Еще одна версия была составлена пресвитером Экебертом, который в основном повторяет житие, писанное Алкуином, несколько изменив лишь начало его и конец. Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского На острове Британия в королевстве Нортумбрия жил человек, по имени Вильгильс. Он был по происхождению сакс. И он, и его жена, и другие члены семьи вели благочестивую и достойную христиан жизнь, что впоследствии было подтверждено многочисленными чудесами. Со временем, оставив мирские дела, он всецело посвятил себя монашеским подвигам. Вскоре его рвение к духовной жизни так возросло, что сей муж предался строгому отшельничеству на мысе, окруженном водами – с одной стороны – Северного моря, с другой – реки Хамбер. В маленькой часовне во имя апостола Андрея Вильгильс много лет служил Богу постом, молитвой и бдениями, прославившись дивными чудесами. Слава о подвижнике так возросла, что его имя было у всех на устах. Люди отовсюду стекались к нему, и он никогда не отказывал им в духовном совете и наставлении словом Божиим. Вильгильса так почитали правитель и знатные люди этого королевства, что пожаловали ему поместья, расположенные рядом с мысом, для постройки церкви Божией. Выстроив церковь, человек Божий собрал вокруг себя небольшое число преданных учеников, желавших служить Богу. Там после многолетних трудов и подвигов во имя Христово и покоится в Бозе его тело. Преемники Вильгильса, следующие примеру его святости, и поныне живут возле этой церкви. Я, малейший по добродетели его преемник, ныне владею этой маленькой церковью, перешедшей мне по наследству. Пишу это житие Виллиброрда, святейшего мужа и мудрейшего учителя, по Вашей просьбе, о владыка Беорнрад[2], служащий на епископской кафедре этого славного мужа и заботящийся об основанных им церквях во славу Божию. Но возвращаюсь к тому месту, с которого начал, дабы подробно описать рождение Виллиброрда и поведать о знамениях, свидетельствующих о том, что этот муж был избран Богом еще в утробе его матери. Как и святой Предтеча Господень Иоанн Креститель был освящен еще в утробе своей матери и предвозвестил рождение Христа, подобно тому как утренняя звезда предвозвещает появление солнца, и, по Евангелию, родился у благочестивых родителей для спасения многих, так же и Виллиброрд, приведший многих ко спасению, родился от преданных Богу родителей[3]. Вильгильс, о котором мы уже сказали, вступил в брак лишь с одной целью – произвести на свет человека, через которого спасутся многие народы. Однажды жена Вильгильса, мать святителя Виллиброрда, увидела ночью чудесный сон. Ей привиделось, что на небе появилась новая луна, которая увеличивалась в размере, пока не стала величиной с полную луну. Женщина смотрела на нее, как вдруг луна упала прямо в ее уста. Она проглотила луну – и вмиг ее чрево наполнилось светом. Жена сразу проснулась и поспешила к одному священнику святой жизни, чтобы просить его истолковать это видение. Священник осведомился, знала ли она мужа в ту ночь, и когда она ответила, что да, то он сказал следующее: «Луна, выросшая из маленькой в большую, – это младенец, которого ты зачала в эту ночь. Он развеет мрак невежества и заблуждений и просветит народы светом истины. Куда бы он ни поехал, всюду будет приносить с собой небесное благоухание и просияет своим совершенством. Светом своей славы и красотой своей жизни он привлечет к себе тысячи людей и приведет их ко Христу». Все предсказанное сим священником в точности сбылось. Когда женщине пришло время разрешиться от бремени, она родила младенца, и отец ему в крещении дал имя Виллиброрд. Их сын достиг сознательного возраста, и отец отдал его в Райпонский монастырь, дабы братия обучила его в Священном Писании и других науках и наставила в духовной жизни так, чтобы, не слыша ничего, кроме священных текстов, и не видя ничего, кроме добродетельной жизни, Виллиброрд в нежном возрасте уже укрепился в монашеской дисциплине. С детства благодать Божия просвещала ум и сердце Виллиброрда настолько, насколько это было возможно для его возраста, и можно было сказать, что родился новый Самуил, о котором сказано: «Ребенок возрастал в очах Божиих и человеческих». Здесь, в монастыре Райпона, этот юноша, ставший впоследствии великим учителем, принял постриг и дал монашеские обеты. Ни в чем не отставая от своих сверстников, живших в этой святой обители, он даже превосходил их всех в усердии к дисциплине, смирении и старательности в учении. Развитие ума и характера Виллиброрда опережало его юные годы, так что его маленькое и слабое тело сокрывало юность старца. Когда юный Виллиброрд уже прекрасно разбирался в Священном Писании и достиг 20-летнего возраста, он загорелся желанием вести более строгую и подвижническую жизнь за пределами Англии. Виллиброрд одушевился еще более, когда услышал, что в Ирландии в то время процветала ученость в монастырских школах[4]. Его особенно вдохновлял пример святой жизни, воспринятый в Ирландии, двух святых мужей, служителей Божиих: епископа Эгберта[5] и пресвитера Вигберта[6]. Оба они, движимые любовью к Богу, оставили дом, родину и родственников и удалились в Ирландию, где, находясь вдали от мира, но ближе к Богу, вели отшельническую жизнь, предаваясь блаженству уединенной молитвы. Молодой Виллиброрд хотел подражать богоугодной жизни этих мужей и, по благословению аббата и с одобрения братии, поспешил через море в Ирландию, чтобы присоединиться к святым отцам в их уединенной жизни. Он желал через общение с ними достичь их уровня совершенства и святости – так пчела, напитавшись цветочной пыльцы, бережно хранит ее в сотах. Здесь, среди отцов, прославившихся как святой жизнью, так и ученостью, Виллиброрд, которому в будущем предстояло проповедовать в далеких землях, обучался в течение двенадцати лет, пока не достиг зрелого возраста. На 33-м году жизни религиозное рвение святого подвижника так возросло, что он захотел проповедовать Евангелие другим, чтобы принести им духовную пользу ради спасения, а не одному достигать большего совершенства. Он знал, что в северных землях жатвы было очень много, а делателей мало. Так, в исполнение пророческого сна, увиденного его матерью, Виллиброрд, утвердившись в своем намерении, но пока не зная Божиего изволения, решил отправиться в те земли и принести их народам свет Евангелия и избавить их от мрака неверия, если на то воля Божия. Виллиброрд сел на корабль и поплыл, взяв с собой одиннадцать учеников, разделявших с ним это стремление. Впоследствии одни из них за свою стойкость в проповедовании Евангелия сподобились получить мученические венцы, а другие стали епископами и, послужив Богу проповедью слова жизни, мирно почили после многолетних трудов. По прошествии времени человек Божий с братией достиг устья реки Рейн, где они и причалили к берегу. Отдохнув, братия отправились в замок Утрехта, находившийся на берегу реки. Здесь Виллиброрд, когда вера укрепилась в этих краях, учредил со временем епископскую кафедру[7]. Но поскольку фризы, жившие в этом месте, и их правитель Радбод[8] все еще были привержены своим языческим традициям, человек Божий счел нужным поехать в Франконию и навестить Пипина[9], короля тех мест, – человека, полного сил, добродетельного и успешного в военных делах. Правитель встретил его с большим радушием; не желая расставаться со столь ученым мужем, он поселил его в своих владениях с тем, чтобы Виллиброрд искоренил здесь идолопоклонство и обучил новокрещеный народ в вере, исполняя повеление пророка: «Распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иер. 4: 3). Человек Божий многократно бывал в разных местах королевства, просвещая народ, так что семя жизни, подпитанное росой небесной благодати, дало изобильные плоды в сердцах многих, и потому король франков, восхищенный стараниями Виллиброрда и довольный укреплением христианства в стране, желая дальнейшего просвещения своего народа, решил отправить его (Виллиброрда) в Рим, чтобы там папа Сергий[10], один из достойнейших людей того времени, посвятил его во епископа. Пипин надеялся, что Виллиброрд, получив благословение от папы и посвящение во епископа, возвратится и будет проповедовать с еще большим рвением, по слову апостола: «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10: 15). Но Виллиброрд ответил на предложение короля отказом. Святой считал, что недостоин того, чтобы на него возложили такую власть; перечислив добрые качества, коими должен обладать всякий епископ – о них говорит апостол Павел в Послании к своему ученику Тимофею, Виллиброрд признался, что не обладает таковыми добродетелями. Но король призвал святого кротко согласиться. Пораженный единодушным прошением братии, чтобы он стал епископом, Виллиброрд увидел в сем волю Божию и, желая более подчиниться решению многих, чем упрямо следовать своей воле, согласился поехать в Рим. И он отправился в Рим, взяв с собой спутников и подарки, достойные высокого ранга папы. За четыре дня до прибытия Виллиброрда в Рим папе приснился сон, в котором ангел велел ему встретить этого святого мужа со всеми почестями, ибо сему избранному Богом человеку предстояло принести свет Евангелия многим душам; ангел сказал ему, что Виллиброрд приедет в Рим за получением епископского сана, и ни в чем, что бы он ни попросил, нельзя ему отказывать. Папа Сергий, получив во сне предупреждение, встретил Виллиброрда с великой радостью и почтением. Он увидел в святом такую горячую веру, преданность Богу и мудрость, что сразу назначил день посвящения и пригласил множество народа. Он созвал и досточтимых священников принять участие в церемонии. По апостольской традиции, в церкви первоверховного апостола Петра[11] папа торжественно посвятил Виллиброрда в архиепископа. Понтифик нарек ему имя Климент и облачил в епископские одеяния, дав ему в знак архиерейского служения паллий, подобно тому, как Аарону и другим первосвященникам надевали ефод[12]. По просьбе Виллиброрда, папа не колеблясь дал ему мощи святых[13] и различные богослужебные сосуды. Получив от папы нужное, Виллиброрд отправился в обратный путь. Преданный Богу проповедник Евангелия, благословленный папой, с большим воодушевлением возвратился к королю франков. Король встретил его с немалым радушием и отправил проповедовать слово Божие в северные районы своего королевства, где из-за недостатка хороших наставников и упрямства местных жителей свет Евангелия Христова сиял еще не столь ярко. Чем яснее человек Божий видел необходимость избавления от невежества и утоления духовного голода жителей северных районов франкского королевства, тем энергичнее и пламеннее он проповедовал слово жизни. Какой громадный успех имели проделанные благодатью Божией труды Виллиброрда, можно видеть и по сей день, ибо люди, живущие в малых и больших укрепленных городах и деревнях, окончательно приведены к познанию истины и поклоняются единому Богу-Вседержителю, наставленные проповедью святителя. Другими свидетельствами являются многочисленные церкви, построенные Виллибрордом во всех местах, а также общины монахов и монахинь, собранные им в каждой области. Угодник Божий намеревался проповедовать и за пределами франкского государства. Он нашел в себе смелость прийти ко двору Радбода, короля фризов. Радбод, как и его подданные, был язычником. Виллиброрд же, где бы ни появлялся, всегда с бесстрашием проповедовал евангельское учение. Хотя король фризов встретил Виллиброрда добродушно и смиренно, однако сердце его ожесточалось против слова Божия. Видя, что здесь его проповедь пока не приносит ожидаемых плодов, угодник Божий отправился к диким и свирепым племенам датчан. В то время датчанами правил король Онгенд[14], что был свирепее дикого зверя и тверже камня. И все же он, просвещенный благодатью Божией, встретил провозвестника евангельской истины со всяческим почтением. Виллиброрд, узнав, что жители датского королевства настолько прилепились к бесовским языческим обрядам и грубому идолопоклонству, что, казалось, и не имели возможности обратиться с ложного пути, поспешил взять 30 мальчиков из их числа и вернуться в избранное им королевство франков. По дороге он наставил мальчиков в вере и совершил над каждым таинство крещения, чтобы, если кто-нибудь из них случайно погибнет в пути или от диких языческих племен, он не лишился бы по смерти небесных благ. Ожидая хитрых козней диавола, Виллиброрд решил подкрепить юные души мальчиков таинством Тела и Крови Господних. По дороге этот неутомимый проповедник слова Божия оказался на некоем острове, находившемся на границе государств фризов и датчан. Эти народы называли сей остров Фосителанд[15] и почитали на нем бога Фосите, которому строили многочисленные храмы. Язычники держали этот остров в таком страхе, что никто из его жителей не смел ни притрагиваться к скоту, который там пасся, ни брать из источника воду. Человека Божия на этот остров выбросил шторм. Виллиброрд ждал несколько дней, пока буря утихнет и погода вновь станет ясной, чтобы ему можно было продолжить путь. Святой придавал мало значения тому, что язычники считали этот остров священным, а тамошний жестокий правитель предавал лютой смерти всякого, кто посмел притронуться к святыням острова. Виллиброрд крестил во имя Пресвятой Троицы в роднике трех жителей этого острова и попросил их заколоть какую-нибудь скотину для его спутников. Язычники ожидали, что Виллиброрд и его спутники, съев мясо, тотчас сойдут с ума или будут сражены внезапной смертью. Однако ничего подобного не случилось, и язычники, напуганные увиденным, поспешили рассказать об этом королю. Правитель пришел в ярость и решил во что бы то ни стало наказать священника, осмелившегося унизить его божество. Трижды в течение каждого из трех дней король кидал жребий, чтобы узнать, кто должен умереть. Но истинный Бог хранил Своих угодников, и ни на Виллиброрда, ни на его спутников ни разу не пал жребий, за исключением одного бывшего со святым мальчика – он и принял мученический венец. Наконец Виллиброрд был приведен к королю, и тот в гневе бранил святого за то, что он посмел притронуться к святыням и тем нанести оскорбление божеству. Но неустрашимый служитель Христов отвечал: «Тот, кому ты, о король, поклоняешься, не Бог, а диавол. Он поймал тебя в ловушку и хочет, чтобы ты чтил его, а душа твоя после смерти попала бы в преисподнюю. Ибо нет никакого другого Бога, кроме истинного Бога-Творца, сотворившего небо и землю, моря и все, что в них. Люди, поклоняющиеся Ему в истине, наследуют вечное блаженство на небесах. Будучи Его служителем, я призываю тебя: отбрось пустые заблуждения, в коих пребываешь ты и в коих пребывали долгие годы твои предки. Уверуй в единого Бога-Вседержителя, Господа нашего Иисуса Христа. Крестись в источнике жизни и смой с себя все грехи. Отринув навсегда всякую злобу и нечестие, ты станешь новым человеком во Христе и будешь жить в воздержании, праведности и святости. Если сделаешь так, то получишь в награду вечное блаженство вместе с Богом и Его святыми. Но если с презрением отвергнешь путь истины, который я тебе открыл, то знай, что вместе с диаволом, которому ты служишь, будешь вечно мучиться и гореть в аду». Король удивился этим словам и сказал: «Вижу, что ты не страшишься моих угроз и столь же упорен в своих словах, как и в делах». Не уверовав во Христа, король, тем не менее, со всякими почестями отпустил Виллиброрда к Пипину, королю франков. Последний обрадовался его возвращению и просил и далее с упорством вести проповедь слова Божия, к которой он был призван Господом, искоренять идолопоклонство и сеять добрые семена. Преданный своему делу проповедник не жалел сил своих на Божие дело. Он объезжал города, деревни и иные селения королевства, в которых когда-то проповедовал и крестил, повсюду побуждая верующих держаться истинного пути и не уклоняться от него. Число уверовавших во Христа увеличивалось с каждым днем, и все больше людей проникались словом Божиим. Многие по своему благочестию и усердию в вере отдавали святому земельные угодья. Святой Виллиброрд принимал их и велел строить на них церкви для служения Богу, рукополагал и назначал священников и диаконов. Так что теперь новообращенный народ мог собираться в храмах в дни церковных праздников, слушать душеспасительные поучения и узнавать более о христианской вере от служителей алтаря, крестивших их. И человек Божий Виллиброрд, исполненный благодати Божией, изо дня в день все больше преуспевал в своем деле. Но случилось так, что король франков Пипин умер[16] и его преемником стал Карл[17]. Он подчинил многие народы власти франков. Среди таковых народов оказались и фризы, чей король был побежден Карлом, а земли отошли под его власть. В то время Виллиброрда официально назначили миссионером народа фризов, а его епископская кафедра закрепилась за Утрехтом. Вдохновленный на дальнейшее миссионерство, святой теперь усердно трудился над тем, чтобы привести в Церковь посредством крещения народ, только что побежденный мечом. Зная о том, что народ фризов долгое время пребывал в неведении, а точнее – невежестве, Виллиброрд, не теряя времени, просвещал его светом Евангелия, так что вскоре над сим народом сбылись слова пророка: «И там, где говорили им: “Вы не Мой народ”, будут говорить им: “Вы сыны Бога Живаго”» (Ос. 1: 10). Многие чудеса были совершены силою Божией через святого служителя Господа. И о них необходимо поведать, дабы все могли возносить благодарение Всемогущему Богу, совершившему их. Ибо, зная достижения прошлого, мы могли бы сохранить память о них на будущее. Однажды человек Божий, отправившийся, по своему обыкновению, проповедовать, вошел в одну деревню, под названием Валихрум[18], в которой все еще стоял языческий идол. Виллиброрд сокрушил этого идола, разбив его на мелкие кусочки. Это увидел местный жрец и в порыве гнева ударил пастыря Христова мечом по голове, собираясь отомстить за оскорбление, нанесенное его идолу. Но так как Бог хранил Своего служителя, это не причинило Виллиброрду ни малейшего вреда. Видя это, спутники Виллиброрда побежали убить несчастного жреца. Человек Божий, однако, добродушно освободил его из их рук и отпустил. В тот же день жрец стал одержимым и три дня спустя, постоянно мучимый бесом, окончил свою несчастную жизнь. И поскольку верный раб Божий Виллиброрд исполнил заповедь Господа, не мстя за причиненное ему зло, он стал еще более хранимым Господом, говорившим Своим святым об их обидчиках: «У меня отмщение, Я воздам» (см.: Втор. 32: 35). В другой раз святой, направляясь к своей келье, которую именовал Сустерен, по названию источника, находившегося за ней, шел по узкой тропинке, что вела через поля одного знатного человека. Увидев это, землевладелец в гневе начал осыпать бранью человека Божия. Шедшие вместе с Виллибрордом люди хотели немедленно наказать землевладельца, но человек Божий кротко отговорил их от этого, не желая, чтобы из-за него кто-либо пострадал, так как его счастьем было приносить спасение абсолютно всем. Виллиброрд понял, что успокоить гнев человека было невозможно, и пошел другим путем. Однако на следующий день человек, осмелившийся поносить святого Божия, был сражен внезапной смертью на том же самом месте в присутствии большой толпы людей. В один день этот неутомимый и усердный проповедник Евангелия шел по прибрежным районам, где люди страдали от нехватки свежей воды. Он почувствовал, что его спутники вряд ли смогут выдержать сильную жажду в долгом пути. Он призвал к себе одного из них и велел ему вырыть небольшую ямку под своей палаткой. Сам же Виллиброрд на коленях тайно молился Богу, чтобы Он, некогда источивший евреям воду из скалы в пустыне, по Своей милости и теперь произвел воду из песчаной почвы для Своих служителей. Его молитва была услышана – тотчас из земли забил источник сладкой на вкус воды, которая заполнила ямку. Увидев это чудо, ученики Виллиброрда вознесли хвалу Господу Богу, прославившему таким образом Своего угодника и исполнившему его молитвенную просьбу. Утолив жажду, путники взяли с собой на оставшуюся часть пути столько воды, сколько было необходимо. Однажды святой служитель Христов спешил в некую область и по дороге увидел двенадцать нищих, просивших у прохожих милостыню. Будучи милосердным, Виллиброрд жалостливо взглянул на бедных и попросил одного из своих спутников открыть его собственную бутыль с водой и напоить нищих Христовых. Все двенадцать выпили столько воды, сколько хотели. А когда путники продолжили путь, то заметили, что воды в бутыли осталось столько же, сколько было вначале; более того, вода чудесным образом превратилась в вино превосходного качества. Спутники Виллиброрда прославили Бога и сказали: «Поистине, сбылись слова Писания: “Давайте, и дастся вам”» (Лк. 6: 38). Однажды святой Виллиброрд прибыл в свой монастырь в Эхтернахе[19]. Помолившись Богу, благословив братию и побеседовав с ними, он обошел монашеские кельи, смотря, не следует ли их привести в лучшее состояние. Войдя в кладовую, Виллиброрд увидел бочонок с вином, которого было мало. Святой в знак благословения слегка ударил по нему своим епископским жезлом и, помолившись какое-то время, вышел. В ту же ночь вино в бочонке стало подниматься до самого его края и даже выливаться из него. Заметивший это эконом был поражен преумножением количества вина. Зная, что чудо совершилось по милости Божией через благословение святого епископа, он не мог держать это в тайне. Утром он выбежал из кладовой, нашел святого Виллиброрда и кинулся ему в ноги, признаваясь в увиденном. Святой, как обычно, возблагодарил Бога, но, держа в памяти заповедь Спасителя, данную ученикам, не рассказывать о славе, виденной при Преображении, до дня Воскресения, он запретил эконому рассказывать о том, чему тот стал свидетелем, до своей смерти. Еще одно чудо, подобное предыдущему, сотворил Господь наш Иисус Христос через святого Виллиброрда. Раз святой вместе с учениками приехал в дом одного своего друга и решил после долгого утомительного пути у него отобедать. Но оказалось, что у хозяина дома кончилось вино. Виллиброрд попросил принести ему четыре небольшие фляги (это было все, что ученики его всегда брали с собой в дальние поездки). Виллиброрд благословил фляги во имя Господа, претворившего воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, и – о чудо! – 40 человек смогли утолить жажду, напившись из них, и каждый сказал друг другу с радостным сердцем и благодарностью Богу: «Вот, Господь выполнил обещание, данное в Евангелии: “Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит” (Ин. 14: 12)». Один раз святой служитель Христов Виллиброрд, как обычно, спешил во Фризию проповедовать Евангелие. По пути он остановился на лугу одного зажиточного землевладельца, чтобы дать отдых своим лошадям, утомленным в дороге. Увидев, что лошади щиплют траву на его лугу, землевладелец пришел в ярость, начал их бить и прогонять прочь. Святой обратился к нему с добрыми словами приветствия, сказав: «Брат, не причиняй нам вреда. Мы отдыхаем здесь не потому, что хотим тебе навредить, а оттого, что очень устали. Мы трудимся ради славы Божией, и ты можешь заслужить награду за совершенное Божие дело, если примешь нас дружелюбно, по словам Господа: “Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня” (Ин. 13: 20). Успокойся и выпей с нами воды, а когда мы уедем, возвращайся к себе домой, и да благословит тебя Бог». Но жестокосердный человек настаивал на своем и не слушал человека Божия. Он продолжил свои оскорбления, браня и понося святого. «Ты просишь меня выпить вместе с тобой воды и успокоиться?! Так знай же, что я не желаю ничего пить вместе с тобой», – твердил он. Выслушав его, святой отвечал: «Коли не хочешь испить со мной, тогда не пей вовсе». И Виллиброрд вместе со своими спутниками отправился дальше. Упрямый землевладелец тоже поспешил домой, и внезапно его одолела жгучая жажда, но он не мог утолить ее вином, ибо уста, прекословившие святому Божию, не могли проглотить ни капли. Так муж, отказавшийся примириться с человеком Божиим, был наказан Богом. Послали за доктором, дабы облегчить страдания жаждущего и, если возможно, вернуть ему способность глотать. Он кричал от бессилия, но старания врачей и близких были тщетны: ни одна капля не могла попасть в его горло. Терзаемый угрызениями совести, землевладелец, узнав, что тот, кого он прогнал, был святой Виллиброрд, ждал дня его возвращения. Через год человек Божий, действительно, проезжал мимо тем же путем. Увидев Виллиброрда, больной скорее поспешил к нему навстречу. Искренне прося у него прощение, он умолял святого избавить его от длительного недуга. Исполнившись жалости к больному, Виллиброрд простил ему его грех, помолился о его исцелении и дал испить из своей собственной чаши. Землевладелец выпил из чаши святого и возвратился домой уже совсем здоровым. В городе Трир до сих пор существует женский монастырь[20], в котором во времена Виллиброрда разразилась страшная чума. Многие монахини умерли от чумы, остальные либо были прикованы к постели этой страшной болезнью, либо пребывали в жутком страхе, ожидая внезапной смерти в любой момент. Недалеко от Трира стоит монастырь святого Виллиброрда в месте, под названием Эхтернах, где до сих пор покоятся святые мощи этого дивного угодника и где служат его преемники по просьбе самого святого и при поддержке благочестивых королей. Услышав, что Виллиброрд приехал в монастырь Эхтернаха, монахини послали за ним, прося немедленно прийти в их обитель. Святой же, по примеру первоверховного апостола Петра, бросившего все дела и поспешившего из Иоппии в Лиду, вняв просьбе благочестивых вдов вернуть к жизни святую Тавифу, тотчас же отправился в Трир к больным монахиням. Приехав в монастырь, он первым делом отслужил литургию о здравии больных сестер и, освятив воду, велел покропить ею все постройки обители и дать выпить сестрам. По милости Божией все болевшие монахини очень быстро выздоровели, и больше от чумы в том монастыре никто не умирал. Хозяин одного семейства и весь его дом страдали от постоянных козней и наветов лукавого духа, поселившегося в их доме. Этот нечистый дух хватал еду, одежду и прочие предметы и бросал их в огонь. Однажды ночью, когда родители спали, лукавый бес схватил их ребенка и швырнул в огонь. Услышав жалобный крик, родители проснулись и лишь чудом смогли спасти своего малыша из пламени. Жители этого дома долго страдали от беса, и ни один священник не мог его изгнать. Но вот святой Виллиброрд, услышав про это от главы семейства, послал им святой воды, которой велел окропить всю мебель, предварительно вынеся ее из дома, ибо предвидел, что дом их сгорит. Как только хозяева вытащили из дома и окропили мебель, в доме внезапно начался пожар, быстро охвативший весь дом, так что от него остался лишь пепел. После того как на этом месте был построен новый дом и освящен святой водой, лукавый дух перестал досаждать его жильцам. С тех пор они жили тихо и спокойно, благодарили Бога за то, что Он избавил их от бедствий через Своего святого угодника Виллиброрда. Этот возлюбленный Богом святой муж произносил пророчества, которые исполнялись с течением времени. Он крестил, к примеру, Пипина Короткого, сына доблестного Карла Мартелла. Пипин затем стал королем франков, а сейчас ими правит всем известный король – его сын Карл. О Пипине, отце Карла, Виллиброрд однажды произнес такое пророчество в присутствии своих учеников: «Знайте, что этот ребенок станет благородным и знаменитым королем. Он превзойдет всех своих предшественников, бывших королями франков». Его предсказание сбылось, и в наше время нет необходимости сейчас доказывать то, о чем знают во всем королевстве. Ибо весь народ знает о славных победах Пипина, о том, как расширилась его империя при его жизни, как мужественно распространял он и преданно защищал христианскую веру и святую Церковь в своем королевстве и за его пределами. Но все это лучше видеть глазами, чем рассказывать устами. Святой угодник Виллиброрд выделялся как духовно, так и телесно, ибо был среднего роста, величественной наружности, красив лицом, радостен духом, мудр в наставлении, приятен в речи, сосредоточен в характере, энергичен во всем, что делал ради Господа. Он жил в славном воздержании, о чем мы уже упоминали. Он был до конца усердным и неутомимым в проповедовании Христова Евангелия, всегда подкрепляемый благодатью Божией, о чем свидетельствуют труды всей его жизни. А жизнь его была полна бдений и молитв, пощения и пения псалмов, неустанных трудов и подвигов, которые он нес каждый день ради имени Христова; он жил поистине святой жизнью и сотворил множество чудес. Святой, каждый день неутомимо служивший Богу, возлюбленный Господом и людьми, преставился ко Господу во время правления Карла Старшего, короля франков. Он был тогда уже глубоким старцем, а после смерти за свои труды получил от Бога вечную награду на небесах. Он покинул этот мир ради Царствия Небесного и вечного созерцания Господа Иисуса Христа в Его славе, в Чьей любви он пребывал и в своей земной жизни, полной трудов ради Христа. Виллиброрд почил в Бозе в 6-й день ноября (за девять дней до ноябрьских ид) и перешел от земных странствий к вечному блаженству. Его похоронили в монастыре Эхтернаха, построенном самим святым ради прославления имени Божия. И до сего дня по милости Божией там постоянно совершаются чудеса исцеления у мощей святого служителя Христова Виллиброрда. Воздавая за них хвалу Господу Иисусу Христу, всегда слушающему молитвы Своего верного слуги, поведаем о некоторых из них. Тело этого преподобнейшего отца положили в мраморный гроб, который, как сначала оказалось, не мог вместить его тела, так как ему не хватало шести дюймов в длине. Братия этому весьма огорчились и, будучи в растерянности, задумались, где найти место упокоения честным останкам Виллиброрда. Но вот чудо! – гроб внезапно подошел святому, и под пение гимнов и псалмов его торжественно внесли в церковь монастыря, построенного самим святителем и освященного во имя Пресвятой Троицы. Воздух в церкви исполнился неземного благоухания, так что все поняли, что ангелы Божии присутствовали при погребении святого. Смерть святого Виллиброрда была открыта одному из его учеников, когда тот, будучи на дальнем расстоянии от монастыря, молился в ночи. Он свидетельствовал, что видел, как душа его учителя возносилась в неземном сиянии в сопровождении ангелов, певших Богу славословие, на небеса. Многие братия монастыря в Эхтернахе тоже засвидетельствовали, что часто видели чудесный свет над одром, на котором Виллиброрд отдал свою святую душу Творцу, и чувствовали непередаваемое благоухание и сладчайший аромат. По этим чудесам можно догадаться, что святые небожители не раз посещали то место, где душа Виллиброрда отошла ко Господу. Многие больные по милости Божией и по своей вере получали исцеление от помазания елеем от лампады, до сих пор горящей у мощей святого. Кающиеся грешники тоже часто приходили в церковь с железными оковами на руках[21], ибо таков был обычай. По молитвам святого Виллиброрда у его мощей оковы ломались, и кающиеся освобождались от своих грехов. Свидетельством этому являются оковы, по сей день висящие в этой церкви. Одна женщина семь лет страдала параличом. Ее боль усиливалась день ото дня, так что больная не могла двигать руками и ногами и была под постоянным присмотром. Она так ослабла, что с трудом могла дышать. Родственники принесли ее в церковь, где покоятся святые мощи человека Божия, и положили около его раки. Здесь женщина, вся в слезах, усердно молилась Богу, прося умилосердиться над нею и исцелить по заступничеству святого Виллиброрда. Ее молитва была услышана Господом: она получила исцеление и стала совершенно здоровой. Женщина, возрадовавшись и непрестанно благодаря Господа, возвратилась домой пешком, хотя в церковь ее вносили на руках. Один юноша, сраженный тяжелой болезнью, тоже не мог ходить сам, так что друзьям пришлось внести его в церковь, где почивают мощи святого Виллиброрда. Юноша постоянно дергал руками и ногами и даже не мог держать голову, которая все время вертелась и крутилась, словно не была присоединена к шее. Иногда он становился неподвижным, и казалось, что его тело уже безжизненное. Его положили рядом с гробом Виллиброрда. Больной скоро получил такое исцеление в присутствии большого числа свидетелей, что и следа от долго мучившего его недуга не осталось. Один человек, служивший диаконом в церкви святого Виллиброрда (хотя он не был достоин этого), не остановился перед тем, чтобы украсть из церкви золотой крест, который человек Божий имел обыкновение брать с собой во время миссионерских поездок. Братия сильно огорчились этой потере, и хотя они не знали, кто это сделал, но твердо верили, что по молитвам человека Божия Господь откроет им его имя. Будучи добросердечными, братия хотели, чтобы этот вор покаялся в своем грехе и не был навеки осужден Господом. Но этот несчастный человек не захотел каяться и еще более ожесточился сердцем. На нем сбылись слова премудрого Соломона: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч. 5: 22). Он думал, что совершенное им беззаконие никогда не откроется. Но ничего не скрыто от очей Божиих: Господу все известно, и Он часто не медлит, чтобы воздать грешникам, обижающим Его служителей, по делам их. Ибо сей беззаконник был сражен внезапной болезнью и умер без покаяния. Перед смертью он, однако, открыл некоторым из монахов, где хранятся украденные им церковные предметы. Вы видите, братия, какой суд ожидал того, кто посмел расхитить церковь святого угодника Божия. Посему увещеваю вас, братия, жить безупречной жизнью в этом святом доме Божием, дабы Господь по Своей благости и милости слышал и исполнял ваши молитвенные прошения по ходатайству святого Климента Виллиброрда, так же как Он слышал молитвы больных, приходящих и приносимых в этот храм, и они возвращались здоровыми. И не должны мы сомневаться в том, что как Он соблаговолил исцелить их телесные недуги по молитвам святого Виллиброрда, пребывающего со всеми ангелами и святыми и слушающего наши к нему прошения, так Он может исцелять и тайные недуги наших душ, если мы с твердой верой, искренним покаянием и сокрушенным сердцем слезно прибегаем к нему. Господь по Своей милости может простить нам наши беззакония, если мы не медлим испросить у него оставления наших согрешений. Ему же подобает хвала и слава во веки веков! Нам осталось сказать слово о святом Вильгильсе, отце Виллиброрда: им начался наш рассказ о святителе, им же он и должен закончиться. Однажды в годовщину блаженной кончины Вильгильса аббат Альдберт, преемник святого архиепископа Виллиброрда, после торжественной литургии и благодарственного молебна предложил братии пообедать и порадоваться. В тот день в монастыре оставались лишь два графина с вином. Один из них был выпит в обеденное время, а другой оставили до ужина. После того как вечером была отслужена всенощная, монахи возвратились в трапезную. Когда они закончили чтение молитв, аббат обратился к ним со словами: «Досточтимые отцы, нам поистине следует чествовать память наших предшественников с духовной радостью. В эти дни мы можем быть менее воздержанны в еде и питии, чем обычно, но не ради обжорства, а ради любви. Если бы в моем монастыре было что-нибудь еще, кроме этого единственного графина с вином, оставшегося после дневной трапезы, то я бы с радостью поделился этим с вами. Но Господь по молитвам Своих угодников может и преумножить содержимое этого графина, дабы прославить их и порадовать нас, хотя мы и недостойны. Ибо Его силой некогда через святого архиепископа Виллиброрда 40 человек напились из четырех небольших фляг. Давайте пить с радостью и надеждой». Когда все монахи выпили вина из графина по два раза, оказалось, что он остался таким же полным, как и вначале. Удостоверившись в этом, аббат вместе с остальными братиями возблагодарил Господа Бога. Восхваляя благость Божию, монахи с радостью, но не без умеренности, выпили еще столько вина, сколько им было необходимо. О блаженный отец, родивший такого сына и сподобившийся по милости Божией иметь такого святого наследника! На тебе, Вильгильс, сбылись слова из Второзакония: «Благословен ты… и благословен плод чрева твоего» (Втор. 28: 3, 4). [1] Предисловие написано К.Х. Тальботом, переводчиком жития преподобного Виллиброрда с латыни на английский язык. Именно с этого английского текста сделан перевод жития на русский язык. – Ред. [2] Беорнрад был сначала аббатом основанного святым Виллибрордом монастыря в Эхтернахе, а позднее стал архиепископом Сенсским. [3] Святитель Виллиброрд родился, возможно, 6 ноября 658 года. [4] Хотя известность ирландских школ была вполне заслуженной, это не означает, что в Англии был недостаток таковых. В то время святой Альдгельм Шерборнский сетовал на то, что многие студенты из Англии отправлялись учиться в Ирландию, и писал: «Разве в Англии нет хороших школ?» Причиной этому было, вероятно, снятие в 678 году святителя Вилфрида, наставника и любимца многих монахов, с Йоркской кафедры. [5] Эгберт Ирландский, преподобный (639–729, память 24 апреля). Был монахом на острове Линдисфарн, позднее переехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (возможно, нынешний Меллифонт) графства Коннот, где стал аббатом. В Ирландии он обучил и подготовил нескольких будущих святых, впоследствии отправившихся просвещать германские земли. В 716 году перебрался в монастырь на острове Айона в Шотландии, где убедил монахов принять восточную Пасхалию. Сам мечтал просвещать англосаксов, но этому не суждено было сбыться. Преставился в 90-летнем возрасте. [6] Вигберт Ирландский, преподобный († 690, память 12 апреля). Монах из Англии, на много лет ставший учеником святого Эгберта в Ирландии. После неудачной проповеди фризам (на месте современной Голландии) вернулся в Ирландию. [7] Церковь святителя Виллиброрда была выстроена из руин старого римского лагеря у реки Вехт. [8] С начала своего правления в 697 году Радбод ненавидел все, что напоминало о франкском королевстве, доминирования которого он боялся. Поэтому он беспощадно разрушал церкви и другие сооружения, построенные франками. [9] Пипин II (635–714) был майордомом в Австразии при короле Хлодвиге II. Именно он предоставил церковь в Антверпене (где до этого миссионерствовали святой Аманд и святой Элигий) святому Виллиброрду и его сподвижникам. [10] Святитель Сергий I был Римским папой с 687 по 701 год. Алкуин упоминает лишь одну поездку в Рим, тогда как на самом деле их было две. [11] Здесь Алкуин ошибается: на самом деле это была церковь святой Цецилии в Трастевере. Точная дата посвящения – 22 ноября 695 года. [12] Ефод, или епомида – часть облачения ветхозаветных первосвященников, представлявшее собой два полотнища дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов; полотнища соединялись на плечах двумя драгоценными камнями с именами 12 колен Израилевых. – Примеч. пер. [13] Некоторые храмы Германии до сих пор хранят мощи, привезенные святым Виллибрордом из Рима, например в городах Эммерих и Трир. [14] Онгенда идентифицируют со шведским королем Онгентеовом из поэмы «Беовульф». [15] Ныне остров Гельголанд. [16] Пипин умер 14 декабря 714 года. Радбод восстал, и на время беспорядков святой Виллиброрд удалился в свой монастырь в Эхтернахе. [17] Карл Мартелл был родным сыном Пипина. Он обязал Радбода начать осаду Кельна, а сам затем напал на нейстрийцев в Компьене (26 сентября 715 года), разбил и обратил их в бегство. Примерно в это время святой Бонифаций прибыл в Утрехт, но, увидев, что обстоятельства для проповеди были неблагоприятные, вернулся обратно. [18] В месте под названием Валихрум во время римского завоевания поклонялись богине Нехеламии, покровительнице судоходства. Традиция монастыря в Эхтернахе относила события этой истории к местечку Весткапель, где в то время все еще можно было видеть пятна крови святого Виллиброрда. На этом месте был найден «камень волшебника Геркулеса». [19] Землю для этого монастыря святому Виллиброрду пожаловала жена Пипина и мачеха Карла Мартелла Плектруда в 714 году. [20] Возможно, местечко Сент-Мариенад-Мартирс, где до наших дней сохранился переносной алтарь святого Виллиброрда. [21] В то время было обычаем, когда кающиеся в знак своего покаяния надевали на руки оковы. Алкуин Перевел с английского Дмитрий Лапа http://www.fordham.edu/halsall/basis/alcuin-willbrord.html 20 / 11 / 2009

Информация с сайта: http://www.pravoslavie.ru/put/32751.htm
 
Наш адрес:
Германия
Deutschland
Kirchstraße 2
D-54340 Bekond/Trier
Hotel Brunnenhof
info@thomas-tdf.de

Impressum

Контактные телефоны:
+49 6502 4039809
+49 176 621 39 404
факс +49 6502 3097
8(383) 218 20 44
8(812) 9413587
8(831) 419 64 77
8(4712) 310591
8(4732) 922860

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей онлайн