1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ПУТЬ К "ПЯТОМУ ЕВАНГЕЛИЮ"

Журнал "Фома" №7/87/июль/2010

Записки паломника в Турине/1

Одним из первых русских паломников у Плащаницы, когда она еще находилась в Константинополе, был новгородский архиепископ Антоний, и было это в 1200 году. С тех пор чудесному изображению на древнем полотне поклонялись многие поколения верующих. Для меня увиденное в Турине стало настоящим откровением. Хорошо знакомые евангельские строки зазвучали по-новому, словно они написаны лично для меня и для всех, присутствующих здесь. Образ Христа, отразившийся на древнем полотне, которое иногда называют пятым Евангелием, продолжает творить чудеса.

turin1

 

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа (Мф 8:1)
Людей в Турине действительно великое множество. Окруженный цепью горных вершин город встретил нас суетой рабочего дня: автомобили, светофоры, всеобщая спешка... Минуя многочисленные транспортные развязки и ленивые утренние пробки, мы наконец оказываемся в центре города. Выйдя из автобуса, упираемся в огромную «живую» очередь. Она тянется к собору Иоанна Предтечи, где хранится Плащаница, и начинается задолго до того, как мы увидим сам собор. Сейчас вместе с нами туда пытаются попасть несколько тысяч человек, и их число постоянно увеличивается. Однако очередью в привычном смысле слова этот людской поток назвать сложно: здесь никто никуда не спешит. Знающие люди сообщили, что путь к святыне займет около часа.

turin2

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (Мф 4:25)
...И не только из-за Иордана! Кого тут только нет! Вот делегация из Греции во главе с православным епископом. А вот целый монастырь католиков-францисканцев: человек пятнадцать босых монахов, подпоясанных веревками. К русским здесь, похоже, привыкли, а вот облачения коптских священников выглядят для Западной Европы диковинными. Мало где увидишь в одном месте столь разных людей, представителей различных культур, стран и континентов, и услышишь такую смесь языков: итальянский, русский, немецкий, английский, португальский, арабский. Однако все собравшиеся сегодня в Турине люди прибыли поклониться одной общей святыне — ради нее они проделали этот путь через океаны, моря и горы. И мы понимаем, что мы здесь, чтобы следовать за Ним, за воплотившимся Словом Божьим.

turin3

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф 24:42)
В очереди каждый бодрствует, как может. Православные из России читают акафист. Кто-то молча перебирает четки, кто-то говорит по телефону или на ходу доедает купленный неподалеку бутерброд. Но чем ближе цель нашего путешествия, тем меньше слышно посторонних слов. Мы попадаем на крепко сбитый деревянный помост с крышей, спасающей как от зноя, так и от дождя. Вдоль помоста размещены изображения Страстей Христовых — мучений Иисуса Христа, выполненные разными живописцами в разное время, от древних византийских икон до средневековых изображений в стиле Иеронима Босха. И ведь все эти репродукции — лишь отражение того единственного Образа, тайну которого хранит легендарная Плащаница.

turin4

Все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк 4:40)
Больных людей, как и прежде, ведут ко Христу. Помните евангельскую историю? — Для того, чтобы Иисус исцелил больного, его друзья разобрали крышу дома и прямо через дыру спустили страждущего в ту комнату, где находился Господь, окруженный толпой людей. Как и в те библейские времена, к больным в паломничестве к Туринской плащанице особое отношение. Для тех, кто не может ходить, здесь отдельная дорожка. Добровольцы довольно быстро провозят людей в инвалидных колясках вдоль людского потока. Больные — это не только старики: мимо нас провозят ребенка с ДЦП, мужчину без ног... Очередь почтительно расступается. Похоже, здесь все понимают, что именно они должны увидеть Христа первыми.

turin5

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28)
Труждающиеся, обремененные своими грехами и нуждами люди желают успокоения. Наверное, у каждого в этой многотысячной толпе, идущей на встречу со Спасителем, есть свое желание, своя просьба, своя молитва. Но главная мысль, которая буквально витает в воздухе, — это жертвенный подвиг Богочеловека, мучения, которые он претерпевал. Вспоминаются слова апостола Петра: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр 2:24).

turin6

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27:45–46)
В день распятия Христа на Голгофе собралось много народа. И если тогда многие оказались равнодушными свидетелями смерти Праведника, то сегодня среди нас нет равнодушных. Паломники делятся на группы по нескольку десятков человек и попадают в созданный из передвижных конструкций и плотных штор кинозал.
Свет в зале гаснет, и на экране появляется расшифровка «пятого Евангелия»  — крупным планом нам показывают фрагменты Плащаницы: руки и ноги, пронзенные гвоздями, капли крови, исполосованную плетью спину.... Эти кадры невозможно воспринимать спокойно. Кто-то продолжает молитву, кто-то не сдерживает слез.
Вход в храм совсем близко. Оставшийся отрезок пути мы проходим в полной тишине и сосредоточении.

turin7

И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф 27:59–60)
В закрытой камнем пещере, где покоилось снятое со Креста Тело Иисуса, было очень темно. Мы вступаем в каменный храм и словно оказываемся в стенах той самой пещеры: свет выключен, и мозаику и настенные росписи не разглядеть. Наши взгляды устремлены в центр зала, где, освященная ярким светом, так, что видно малейшую складку, выставлена Плащаница. У нас есть несколько минут, чтобы рассмотреть святыню.

turin8

И ветер утих, и сделалась великая тишина (Мк 4:39)
Порой единственным правильным ответом на сложные вопросы бытия остается молчание. Когда сталкиваешься с чем-то необъяснимым, великим и очень важным для тебя самого и для целого мира, любые слова кажутся непростительной дерзостью. В такие моменты лишь благоговейное созерцание тайны и молитва могут что-то объяснить. Даже японские туристы, непрестанно щелкающие затворами своих фотокамер, не способны отвлечь внимание от созерцания этой тайны. В конце концов, и их, этих туристов, тоже любит Всемогущий Господь.

turin9Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк 16:6)
Место, где лежало Тело Богочеловека, хранит отпечаток тайны Его Воскресения. Евангелие не заканчивается эпизодом распятия Христа. Напротив, Его Воскресение открывает нам новую жизнь. Мы выходим из храма, где хранится Плащаница, и снова, как и час назад, окунаемся в атмосферу куда-то спешащего города. Я всматриваюсь в лица выходящих из храма людей, которые заполняют площадь. На них уже нет слез. На них радость, радость познания Тайны. И еще — живое воплощение слов Иоанна Златоуста, которые звучат в наших храмах на Пасху: Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе...

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28:19–20)
Сегодня в Турине русский день. Торжественное богослужение перед Плащаницей совершает митрополит Волокаламский Иларион и с ним  более сотни клириков Русской Православной Церкви — епископов, священников и диаконов. На время службы католический туринский собор превратился в православный — его до отказа заполнили русские паломники из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Италии, Германии, Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Швейцарии и других стран. Свидетели богослужения из «местных» удивленно перешептываются: видимо, настолько необычно, торжественно и поразительно для них православное богослужение. Владыка Иларион произносит проповедь: «Перед этой великой святыней умолкает всякое человеческое слово, здесь прекращается всякая человеческая суета. На задний план уходят все наши проблемы, заботы и страсти, потому что здесь мы предстоим перед Самим Господом нашим Иисусом Христом, распятым и умершим за людей. Мы незримо ощущаем Его присутствие среди нас и просим, чтобы Он никогда не оставлял нас Своей благодатью...»

фотографии Владимира Ештокина

Журнал Фома
alt
МАХАНЬКО Денис ПУТЬ К "ПЯТОМУ ЕВАНГЕЛИЮ"Записки паломника в Турине

Одним из первых русских паломников у Плащаницы, когда она еще находилась в Константинополе, был новгородский архиепископ Антоний, и было это в 1200 году. С тех пор чудесному изображению на древнем полотне поклонялись многие поколения верующих. Для меня увиденное в Турине стало настоящим откровением. Хорошо знакомые евангельские строки зазвучали по-новому, словно они написаны лично для меня и для всех, присутствующих здесь. Образ Христа, отразившийся на древнем полотне, которое иногда называют пятым Евангелием, продолжает творить чудеса.

 
Наш адрес:
Германия
Deutschland
Kirchstraße 2
D-54340 Bekond/Trier
Hotel Brunnenhof
info@thomas-tdf.de

Impressum

Контактные телефоны:
+49 6502 4039809
+49 176 621 39 404
факс +49 6502 3097
8(383) 218 20 44
8(812) 9413587
8(831) 419 64 77
8(4712) 310591
8(4732) 922860

Кто на сайте

Сейчас 22 гостей онлайн